МЕНЮ
НОВОСТИ

20.11.2018

Вузы как локомотив региональной экономики

Вузы могут и должны стать центрами притяжения отраслевых специалистов, площадкой для инноваций, но для этого необходимо, чтобы они стали эффективными и привлекательными и в науке, и в отношениях с бизнесом, и во взаимодействии со студентами. Что для этого надо сделать? Платформой для развития диалога на эту тему образовательного и экспертного сообществ, государственных институтов и бизнеса является Московский международный салон образования (ММСО) с его программой «Новая экосистема образования», которая без преувеличения является связующим звеном в построении экосистемы образования.

 Своими размышлениями и примерами успешных кейсов поделилась Елена Апанович, заместитель министра образования Иркутской области.

Удержать абитуриента. Какой ценой?

Главная задача – сделать так, чтобы абитуриенты, выпускники школ оставались в регионах, находили себе достойное место работы на местных предприятиях. Предприятия такие есть – в Иркутской области их более шестидесяти, они работают с вузами таким образом, чтобы студенты, которые обучаются по специальным программам, смогли себя реализовать в рамках работы конкретного предприятия. Предлагаются разные форматы обучения – это и базовая кафедра предприятий в вузах, и целевое обучение, и отложенные трудовые контракты, и организация стажировок и практик. То есть возможности достаточно большие для того, чтобы студент нашел себя, уже обучаясь в институте. Нашел конкретное, определенное рабочее место и заранее познакомился с ним.

Эта информация доводится и до абитуриентов – в рамках проектов по ранней профориентации, когда к старшеклассникам с такого рода информацией, большей частью интерактивной, выходят и вуз, и предприятие. Например, у нас есть несколько конвергентных классов Национально-исследовательского технического университета. Есть достаточно масштабный опыт профессиональных проб и стажировок, которые идут в организациях высшего образования и находящихся в их структуре колледжах. Условия для этого есть, но сделать в этом направлении можно гораздо больше.

Вуз в экосистеме образования

Постоянно встают вопросы, какие функции вуз должен взять на себя и какие снять, как быть максимально эффективным и привлекательным одновременно в науке, взаимоотношениях с рынком и взаимодействии со студентом. Я представляю региональное правительство. Мы видим роль вуза в социально-экономическом развитии региона с позиции образовательной организации. Тесная работа с вузовским сообществом, с советом ректоров демонстрирует – как для правительства, так и для вузов – увеличивающееся понимание роли вуза как центра именно социально-экономического регионального развития: понятно, что вуз готовит кадры в соответствии с кадровой потребностью региона.

Кроме этого, мы все понимаем, что та молодежь, которая в регионе обучается, – это приезжие. У нас примерно 72 тысячи студентов, из них по очной форме обучается 46 тысяч. И очень важны социальная роль и миссия университетов по воспитанию гражданских ценностей, социально-активной позиции студентов, в частности волонтерского движения – это очень важное общественное дополнение к профессиональному обучению.

Кроме того, вуз – это центр научно-исследовательского поиска, поэтому можно сказать о разработке новых технологий и их внедрении, что очень важно в сотрудничестве с предприятиями из реального сектора экономики. То есть вуз становится генератором нового научного знания.

В связи с тем, что у нас сейчас происходят различные реформы в обществе, а обучение в целом развивается в течение всей жизни и жизненный период рабочего активного возраста увеличивается, возрастает роль вуза как центра, который позволяет нам развиваться в своей профессии, повышать квалификацию в своем профессиональном русле и приобретать новые компетенции, квалификации. Речь идет о секторе дополнительного профессионального образования, в котором вуз тоже играет очень большую роль.

Таковы четыре основные позиции, с которых мы рассматриваем вуз. И мы считаем, что это такой локомотив региональной экономики. В последние годы мы тесно продолжаем развивать сотрудничество вузов, бизнеса и региональной власти.

Взаимодействие с рынком труда

Можно привести несколько конкретных примеров взаимодействия региональных предприятий и вузов, на которых показать, какова механика этого взаимодействия, каковы особенности его финансирования и какие проблемы стоят на пути его успешной реализации. Например, очень успешна у нас система целевой подготовки кадров для транспортной отрасли – железной дороги. Они существуют уже несколько десятилетий в отраслевом вузе – Университете путей сообщения.

Практика, которая существует между работодателем и вузом, показывает, что ради этого сотрудничества вуз и создавался, поэтому все успешно функционирует. Основной механизм, по которому происходит сотрудничество работодателя и вуза, – это целевое обучение. Вроде бы инструмент достаточно банальный, но он не всегда работает, особенно в бюджетно-социальной сфере, потому что работодатель не несет никакой материальной ответственности. Он не дает никаких материальных поддержек. А у студентов тоже нет ответственности, чтобы вернуть в случае нетрудоустройства потраченные на него средства. Все это может сделать целевое обучение пустым инструментом.

Но в данном случае это именно то целевое обучение, которое работает, которое эффективно, потому что работодатель оказывает действенную финансовую материальную меру поддержки. Все это заложено в договоре, заключенном со студентом. И студент сам знает, что за ним закреплено соответствующее место по окончании обучения. На него тратятся деньги в плане добавки к стипендии, в плане оплаты дополнительных учебных дисциплин в том случае, если у студента происходят какие-то сбои в учебе. Оплачиваются дополнительные задания, место прохождения практики и так далее. В случае нетрудоустройства студент обязан эти деньги вернуть. Но таких случаев очень мало, потому что, студент заранее подписывает договор и очень сознательно к этому подходит. Потому что уже определено твое трудоустройство, это совпадает с твоими жизненными интересами и в этом заинтересован работодатель.

Похожие механизмы у нас действуют и в Национально-исследовательском техническом университете в рамках сотрудничества с «Иркутскэнерго». Компания эта открыла в университете координационно-учебный центр, где примерно на таких же основаниях, с еще большим присутствием компании непосредственно в вузе, ведется подготовка студентов. Работники «Иркутскэнерго» принимают участие в подготовке. Таким образом выстраивается успешный тандем.

Локомотив набирает ход?

Добиться слаженной работы вуза, предприятия и администрации региона, которые сообща могли бы выстроить кадровую политику таким образом, чтобы сделать вуз центром притяжения отраслевых специалистов со всего мира, как видим, возможно. Но для этого всем участникам нужно прежде всего выработать единую позицию, которая позволит разработать действенные программы повышения квалификации, переподготовки, трудоустройства и обеспечения жильем на территории региона, включения в важнейшие региональные программы. От таких согласованных действий все участники взаимодействия могли бы только выиграть.

Подробный разговор о роли и влиянии системы высшего образования на региональную кадровую политику, в частности о том, какие инструменты помогут выявить и переподготовить специалистов, у которых знания не соответствуют текущим требованиям работодателей, был начат в рамках Уфимского международного салона образования, который прошел с 7 по 10 ноября в ВДНХ-Экспо, и продолжится  с 22 по 24 ноября на Байкальском международном салоне образования (БМСО) в Иркутске. Стратегическим партнером салонов является корпорация «Российский учебник».