Top.Mail.Ru

Меню

Дайджест

Александр Брычкин, генеральный директор корпорации «Российский учебник»

22 Апрель 2019

— В чём, по Вашему мнению, отличие ММСО этого года от прошлого?
— Мне кажется, что в этом году мы видим чётко выстроенный диалог между властью, участниками образовательных отношений и бизнесом, который задействован в сфере образования, в том числе технологическими проектами. Я думаю, что основная причина этого – национальный проект «Образование», который был инициирован в 2018 году, а сейчас входит в стадию реализации. Одним из примеров такого диалога можно назвать сегодняшнюю сессию по дерегулированию в сфере образования. Проблема действительно серьёзная: очень высокая «отчетная» нагрузка на педагогов и директоров школ, при этом недостаточное понимание того, зачем все это контролируется. Проблему надо решать срочно, а для этого — сначала определиться с целеполаганием в системе образовани, стратегии ее развития: куда мы идём, какого выпускника мы в итоге хотим получить, что мы для этого должны сделать, какие ограничения существуют. И вот такого базового документа, который бы, по сути, задавал вектор регулирования, у нас нет. В связи с этим есть определённые сложности с построением реально работающей системы управления в образовании. И наша задача – помочь государству рационализировать все процессы, об’яснить, какие инновации нужны для достижения лучших образовательных результатов.

— Каким образом цифровые технологии могут облегчить нагрузку и помочь преподавателям?
— В первую очередь тем, что рутинные операции могут взять на себя цифровые технологии. В такой ситуации педагог сможет сосредоточиться на действительно важных задачах образования: на социализации ученика, воспитании, развитии социально-эмоциональных навыков. То есть на том, что востребовано в XXI веке и сможет обеспечить успешное будущее. Важно, что в первую очередь педагоги понимали, чем полезны эти решения, их было легко использовать в работе.

— Каковы перспективы цифрового образования в формировании человека, который будет жить и реализовываться завтра?
— Первое – возможность упаковать в единое представление различные формы контента, создать мультимедийный контент. Всё это может создать у ребёнка единое, интегральное представление о предмете изучения, за счёт этого ребёнок будет лучше понимать всю концепцию.
Второе – это доступность знания в режиме 24/7 из любой точки мира, нужно только иметь подключение к интернету. Нет необходимости иметь при себе учебники, можно взять информацию в любой момент.
Например, с появлением электронных книг я стал читать гораздо больше, потому что смартфон у меня при себе, я могу его достать и начать читать в любой момент. Кроме того, можно переключаться между книгами. В одной ситуации мне хочется читать что-то, что развивает меня как руководителя, в другой – что-то, что развивает меня как личность, а в третьей я просто интересуюсь какой-то тематической областью.
Поэтому я думаю, что абсолютная доступность – это важный элемент, который могут привнести цифровые технологии в образовательный процесс и помочь сформировать умение учиться, что, наверное, будет являться главным навыком будущего.
Это ключевые моменты, на которые хочется обратить внимание. Есть и более стандартные: возможность тренировки навыков работы с компьютером, коммуникация внутри малых групп.
Кроме того, стоит отметить существенный потенциал цифровых технологий в выстраивании индивидуальных образовательных траекторий, в том числе и с использованием больших данных. Педагогика может использовать доказательные методы: как другие ученики проходили те или иные элементы программы, как они усваивали материал, как тренировались. И в итоге давать ученику именно то, что находится в зоне его ближайшего развития, максимизировать его потенциал в той или иной предметной области. За счёт этого можно добиться максимального результата от каждого, а следовательно, и всей системы образования