Top.Mail.Ru

Меню

Дайджест

Татьяна Суханова: «Навыки XXI века необходимы учителям не меньше, чем школьникам»

22 Апрель 2019

Одна из ключевых тем, которая обсуждалась на ММСО-2019, – каким должен быть учитель XXI века. О новых подходах к повышению квалификации учителей рассказала управляющий директор академии «Просвещение» Татьяна Суханова.

– Татьяна Владимировна, какие профессиональные дефициты, на Ваш взгляд, особенно остро ощущают современные учителя?

– В дискуссиях на ММСО-2019 не раз упоминалась важность формирования у школьников функциональной грамотности, развития навыков XXI века. Эти навыки необходимы в современном обществе, и их наличие у детей оценивают международные сравнительные исследования. По результатам этих исследований будет определено, войдет ли Россия в топ-10 стран-лидеров по качеству общего образования.

Вопрос о том, нужны ли навыки XXI века учителям, пока не стоит столь остро. Однако в нашей повседневной работе мы видим, что формирование навыков XXI века в педагогической среде очень востребовано. Учителя считают их столь же важными для себя, как и предметные знания, хотят, чтобы курсы повышения квалификации способствовали их формированию.

Речь идет о таких навыках, как умение учиться, информационная грамотность, умение работать в команде, креативное мышление. Понятно, что информационной грамотности учителям не хватает на фоне современных детей, а работать в команде им сложно, ведь каждый привык быть лидером в классе. По запросам слушателей мы встраиваем формирование подобных компетенций в учебный процесс на любых курсах повышения квалификации.

– Интерес к ММСО в профессиональном сообществе растет с каждым годом, и одна из причин – возможность ознакомиться с техническими новинками для системы образования. Успевают ли учителя их осваивать?

– Приходится успевать. Еще несколько десятилетий назад основой образовательного процесса был учебник, теперь же ситуация другая. Инженерные и медицинские классы, IT-полигоны оснащены таким оборудованием, которое есть не в каждом профильном вузе, – мы видим это на примере московской системы образования. Развитие науки и технологий требует от профессионалов в самых разных сферах навыков работы со сложным оборудованием, и учить этому нужно с раннего детства.

Группа компаний «Просвещение» представила на ММСО-2019 самые разные технологические новинки, в том числе оборудование для классов предпрофессиональной подготовки. Конечно, внедрение таких новинок невозможно без обучения учителей. Как эффективно использовать их в учебном процессе? Каких результатов можно достичь с их помощью? Популярность наших курсов, посвященных работе с современным оборудованием, с каждым годом растет.

Такие курсы нужны педагогам не только общего, но и дополнительного образования. На ММСО-2019 мы вручили дипломы детям из школ Московской области – победителям регионального проекта дополнительного образования «Наука в Подмосковье». В рамках этого проекта создаются школьные кружки нового поколения с использованием STEM-образования – интеграции естественных наук, технологий, инженерного дела и математики.

– Учителя каких предметов сегодня особенно нуждаются в совершенствовании профессиональных навыков?

– Обучение в течение всей жизни необходимо любому учителю – норма об обязательном повышении квалификации раз в три года включена в закон. Но в ближайшее время особое внимание будет уделяться учителям иностранных языков, поскольку ЕГЭ по иностранному языку станет обязательным с 2022 года. Академия «Просвещение» реализует проект «Английский язык. Готовимся к ЕГЭ-2022», в рамках которого обучение уже прошли более 2,5 тыс. педагогов.

В ряде регионов мы обучали учителей английского совместно с компанией «Языковые инновации» – дочерней компанией бренда Skyeng. На ММСО-2019 был подписан договор о сотрудничестве между этой компанией и издательством «Просвещение» – предстоит совместная работа по созданию цифровых учебно-методических комплексов, интерактивного контента для обучения иностранному языку. Уверена, эти разработки помогут учителям добиваться высоких результатов и со временем повлияют на качество языкового образования в масштабах страны.