МЕНЮ
Лаборатория для родителей ←

Лаборатория для родителей построена вокруг четырех больших тем, которые, с одной стороны, вытекают друг из друга, кристаллизуя конкретную тему, вбирают друг друга, проявляя связь «надсистема — система», при этом достаточно емко работают с текущей картиной реального мира. Каждая из четырех тем является самостоятельной и выстроена в отдельный образовательный трек, имеет свое логическое развитие и понятный набор знаний и навыков.

«Образование будущего» — тема, которая является надсистемной рамкой для остальных трех тем. Она задает контекст из возможных сценариев будущего ближайших 10–15 лет, о которых необходимо думать и к которым нужно готовиться. Образы будущего представлены как экспертами, изучающими влияние объективно наблюдаемых глобальных процессов (трендов), так и теми, кому в этом будущем придется принимать решения — подростками 12–16 лет. В ответ на сценарии будущего развернуто представление необходимых компетенций XXI века для того, чтобы с этими вызовами справляться. Данные блоки связаны с выстраиванием картины мира и проработкой реактивной и активной позиций человека относительно будущего. Кроме того, в рамках темы мы рассматриваем возможность выращивания человеком проактивной позиции относительно своего будущего — обсуждаем стратегии работы с образом будущего внутри семьи, участие подростков в создании образа будущего.

«Технологии будущего» — эта тема является более детальным рассмотрением темы образа будущего. Ключевые технологии, заставляющие человека меняться в XXI веке, задающие новые требования к специалистам и обывателям. И в то же время разделяющие по принципу использования и их доли в жизни поколения советского времени и нового времени. Новые технологии приносят много хаоса и страха в жизнь человека, если он не может о них думать системно и в логике «точек бифуркации» — необходимости рассмотреть все возможности выбора в момент хаотичного действия системы. Эксперты представляют позитивные и негативные ожидания и образы развития цифрового мира. На этом примере мы показываем, что от выбора точки зрения и затем действия человека зависит его вовлеченность в создание будущего. Рассматривая возможности цифровых технологий и имея «инструменты» для взаимодействия с ним, у человека появляется возможность влиять на созидаемое будущее. В рамках темы мы обсуждаем принципы цифровой гигиены и необходимость цифровой грамотности. Также мы говорим об индикаторах обратной ситуации — негативного влияния цифровых технологий и способах работы с ними, т.н. нивелирование угроз.

«Профессия родитель» — это также, с одной стороны, объединяющая тема — позиция, компетенции родителя и вообще развитие родительства в XXI веке. Одновременно она является детальным рассмотрением влияния трендов на конкретную и очень многочисленную группу людей — родителей. Как развиваться родителю, чтобы помочь своему ребенку? Какие требования диктует новый мир родителям? Обсуждаем границы и сложности родительства в XXI веке как для мамы/папы, так и для ребенка. Тренды задают требования и к образу семьи — эксперты представят исследования по изменению образа семьи в XXI веке. В рамках темы мы рассматриваем наиболее сложные вопросы родительства и помощи родителей ребенку.

«Школа» — четвертая тема. Она с точки зрения ежедневных задач самая обширная, ветвистая, противоречивая и самая предметная. Она же одна из самых хронологически долгих, болезненных, зарегулированных в процессе взросления ребенка, для родителей — это период стресса и постоянной борьбы с собой. Но при этом она связана со всеми остальными группами. В период подготовки программы мы изучали наиболее острые вопросы, которые возникают у родителей, у детей, противоречия с педагогами и внутри семьи. Эти вопросы агрегировали эксперты и соединяли со своей исследовательской работой вокруг страхов и болей родителей вокруг школьной тематики.