Top.Mail.Ru

Меню

Новости

Основные вопросы кластера «Государственная политика в сфере образования»

10 Ноябрь 2018

Львова Лариса Семеновна, руководитель Федерального ресурсного центра дополнительного образования художественной направленности ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества», спикер УМСО – об особенностях мероприятий Минобразования Республики Башкортостан по вопросам лицензирования, аккредитации (разбор кейсов и представление практики):

  1. Заявленная секция по вопросам государственной регламентации образовательной деятельности сама по себе трудна и закрыта. Слишком много ограничений в содержании и сущности надзорных функций уполномоченного органа. Но сам факт вынесения этой темы нужно приветствовать и поддерживать, поскольку функция надзора должна носить просветительский характер общественно-профессионального обсуждения вопросов нормативных регламентов, поскольку все они относятся к государственной гарантии качества образования.
  2. Сама формулировка темы определила линейный режим совещания по вертикали власти уполномоченного органа, и по линейной горизонтали участников надзорных органов, в режиме инструкции, консультации, обучения. В связи с этим проявились монополярность, последствия ручного управления, недостаточность нормативно-правовой компетентности работников образовательных организаций, конспектирование в режиме всё под запись, профессиональная ригидность, неготовность к открытой дискуссии.
  3. Дискуссивный дискурс представлен в качестве привлеченных спикеров представителей разных надзорных органов как участников совещания (СЭС, Налоговый орган, Обрнадзор, Роспотребнадзор, поднадзор). Все спикеры информировали, как заводить информацию в электронном виде в разные системы. Все говорили об ошибках в заполнении документов. Что в целом отражает необходимость профилактики ошибок в процедурах освоения электронных сервисов.
  4. Режим вопрос-ответ не выступает фактором дискуссии и широкого обсуждения сложной темы регламентов. Однако в ходе дискуссионных инициатив со стороны внешних участников, гостей федеральных центров, модераторам секции все же удалось развернуть разговор в формате обсуждения проблем, запросов образовательных организаций.
  5. Механизмы «задвоенного» лицензирования в республике вызывают размышления о несовершенстве нормативных механизмов и неразработанности алгоритмов сопровождения реализации программ в сетевой форме, ведь это повышает риски усложнения выполнения указа президента РФ об охвате допобразованием. Модератор и спикеры как представители государственных органов управления образованием, конечно, это понимают, и в ситуации возникшей дискуссии, это уловили и  в  качестве итога секции по вопросам, связанным с допобразованием, был предложен пилотный проект по сопровождению негосударственных организаций в части оказания консультации при подготовке к лицензированию.  Это положительный результат быстрой реакции уполномоченного органа. Само обсуждение этого вопроса позволило увидеть имеющуюся рассогласованность всех сегментов управления, но уже идущий трудоемкий процесс построения внутренних связей в действующей системе контроля качества образования и всех соответствующих регламентов.
  6. Все спикеры были чиновники, работники надзорного органа министерства. Непредусмотренные возможности для участия в диалоге других участников отношений в сфере образования показывает только одну сторону позиции -надзорного органа. Однако спикеры отметили, что медленно, но устойчиво формируется экспертное сообщество, ведётся большая работа по информированию и профилактике нарушений, и есть положительные практики. Отсюда вывод и рекомендации по формированию ассоциации экспертов или экспертного совета, а в дальнейшем приглашение специалистов в сфере образовательного права, представителей других регионов, и экспертных сообществ, что было бы более продуктивно и полезно.
  7. Несмотря на региональные особенности республики, в целом профессиональное общение имело вполне светский характер. И руководство секции стремится к диалогу и развитию. И салон в этом смысле наиболее точная форма и технология работы с региональными системами образования.
  8. Панельной дискуссии по кадровому резерву как раз в большей мере удалось достичь результата в обсуждении вопросов, благодаря разным спикерам, точкам рассмотрения, обсуждения и там диалог состоялся. И разговор получился интересный и результативный. Что отнести к результатам? Ясность, что кадровые назначения никак не связаны с кадровым резервом напрямую. Отсюда эффективность низкая. Вопрос о ценностях в кадровой политике вывел на осмысление категорий «человеческие ресурсы, человеческий потенциал и человеческий капитал». И понимание, что в регионе пока не готовы говорить о человеческом капитале.