Дошкольное образование

Ритм жизни современных взрослых ускоряется, мир «сжимается» до размеров экрана планшета, современные технологии позволяют взрослым отслеживать каждый шаг ребенка. Как меняются дошкольники в этом мире? И что должно измениться в дошкольном образовании? Мы попробуем найти ответы на эти вопросы вместе с учеными и практиками. Узнаем: чего ждут родители от детского сада, каким должен быть хороший детский сад, как среда становится еще одним воспитателем для ребенка. Обсудим нововведения в системе дошкольного образования и возможности, появившиеся у воспитателей и заведующих детскими садами. Поговорим об укладе детского сада и трансляции новых моделей организационной структуры в регионах, о финансировании и нормативных актах, направленных на регулирование деятельности государственных и частных детских садов, а также о системе ваучеров, позволяющих финансировать пребывание ребенка в частных детских садах. И много времени уделим системе оценки качества дошкольного образования, среды детских садов, рейтингам детских садов и различным подходам к оценке качества в системе дошкольного образования.

Наталья Андреева, куратор Деловой программы

Среднее образование

Роботы вытесняют человека из некоторых сфер деятельности, меняются потребности работодателей, структура занятости населения, культура работы с информацией… Успевает ли школа отвечать на вызовы настоящего и будущего? Формирование навыков и компетенций XXI века у будущих выпускников школ становится жизненно важным. Работодатели вкладывают деньги в формирование этих компетенций у сотрудников: в развитие креативности, проектного мышления, социального и эмоционального интеллекта, способности к саморегуляции, умения работать в команде. Многие из этих навыков прописаны во ФГОС в качестве результирующих образования. Перед школой стоит задача к 2020 году завершить переход на новые стандарты, опирающиеся на деятельностный подход и предполагающие формирование метапредметных и личностных качеств учащихся. Очевидно, в ближайшие годы будут разработаны новые форматы контрольно-измерительных материалов, которые позволят оценивать навыки и компетенции XXI века. В последнее время у российских педагогов появилась возможность попробовать большое количество новых электронных образовательных сред. Разнообразие и количество таких сред растет, и это дает надежду на то, что каждый сможет найти пространство, соответствующее его ожиданиям, и, главное, потребностям учеников. Современные цифровые образовательные среды стали неотъемлемой частью образовательного процесса, и, чем продолжительнее время, проводимое детьми в них, тем заметнее влияние, оказываемое ими на учащихся. Вариативность принципов построения цифровых сред гораздо выше, чем у «доски и мела», поэтому разные среды могут способствовать формированию различных навыков и компетенций. Однако, этого недостаточно для перехода от фрагментарного использования ИКТ к смешанному обучению, потому что смешанное обучение невозможно вне деятельностного подхода, без проектной практико-ориентированной работы. Так одной из проблем управления становится способность формировать новую организационную культуру школы, отвечающую вызовам будущего.

Наталья Андреева, куратор Деловой программы

Среднее профессиональное образование

Система профессионального образования за последние пять лет претерпела большие изменения и входит в фазу глубинного обновления. Этому способствуют основные мировые и национальные тренды: автоматизация и роботизация производства, развитие высокотехнологичных и «сквозных» профессий, повышение роли бизнеса в России в системе практико-ориентированного образования через внедрение дуальной модели среднего профессионального образования. Как найти баланс интересов и ответственности государства и бизнеса в системе образования? Подходит ли дуальная модель системе среднего профессионального образования? Каковы вероятные сценарии развития государственно-частного партнерства в сфере среднего профессионального образования? Как будет выглядеть технология и стандарт управления системой дуального образования, учитывающий интересы и требования сторон партнерства, а также ожидания молодых людей, их семей, местных сообществ? На конференции будет представлен опыт российских промышленных гигантов в разработке и внедрении современных методов и моделей в сферу профессионального образования. Прозвучат мнения и предложения специалистов по подготовке и развитию персонала промышленных предприятий, руководителей и специалистов колледжей, школ, центров дополнительного образования детей по вопросам профориентации, методического обеспечения образовательного процесса, модульного принципа построения обучения, организации производственных практик, обучения на производстве и наставничества, системе оценки результатов обучения. Весь процесс подготовки специалиста – от освоения первых навыков профессии до трудоустройства и карьерных перспектив, проектов развития персонала, – все это темы трехдневной дискуссии. Какие процессы и проекты включает в себя система дуального образования? Какие зарубежные и лучшие российские практики достойны поддержки и тиражирования? Что предпринимает федеральное Правительство и региональные органы власти, чтобы сформировать современную нормативную базу среднего профессионального образования? Как новые федеральные образовательные стандарты помогут обновлению методов практико-ориентированного обучения? Какова роль национальной системы развития квалификаций и новых профессиональных стандартов в регулировании профессионального образования?

Максим Осовский, куратор Деловой программы

Высшее образование

Мы проектировали секции деловой программы кластера «Высшее образование» как этапы большой стратегической сессии, в которой принимают участие сотни неравнодушных стейкхолдеров, профессионалов и посетителей Салона. План ее проведения включал в себя анализ существующего положения дел в вузовском образовании, связь с регионами, отечественными и мировыми индустриями, планы на будущее и вовлечение в этот процесс реальных администраторов, преподавателей и студентов, создание прототипов и индивидуальных учебных программ. Вся организационная структура высшего образования в России должна сегодня ответить на вопрос, способна ли она в течение ближайших лет выстроить акселератор из десятков тысяч душ человеческого капитала, на базе которого соберётся экосистема для новой промышленной революции – новые отрасли и предприятия с высокой производительностью. Абитуриент идет в вуз за дипломом о высшем образовании, а выпускник уже через несколько лет рассчитывает на доходы, хотя бы немного выше, чем у родителей. Фабрикам знаний нужны тысячи исследователей, а миру – миллионы предпринимателей. Актуальные «высшие» знания должны порождать бизнесы, способные возвращать заработанные в университетах средства в системы профессиональной подготовки кадров, в развитие городов и регионов.

Максим Осовский, куратор Деловой программы

Дополнительное образование

В современном российском образовании именно сектор дополнительного образования служит полигоном для тестирования и адаптации изменений, которые помогают образовательной системе в целом удовлетворить экономический и социальный запрос ближайшего будущего. Обучение программированию и проектная работа, кружковое движение и принципиально новые типы образовательных площадок – обо всем этом будут рассказывать и спорить спикеры в зале «Сухомлинский». Изменения в содержании невозможны без изменения людей, занятых в дополнительном образовании: новые требования к компетенциям педагогов и руководителей станут отдельным сюжетом программы. Если выделить только одну черту, отличающее именно сферу дополнительного образования, то этой чертой будет разнообразие, причем значительную долю этого разнообразия обеспечивают негосударственные игроки. Частное дополнительное образование стало настолько заметным явлением, что целый день работы кластера будет посвящен обсуждению проблем и решений, существующих сегодня в негосударственном секторе.

Петр Бавин, куратор Деловой программы

Непрерывное образование

Традиционно понятие «непрерывное образование» концентрирует внимание на самом обучающемся: как, когда, чему и почему могут и должны учиться сегодня взрослые, вполне состоявшиеся люди, не желающие зацикливаться на единожды полученной специальности или области знаний. Принципиальные вопросы этого подхода будут рассмотрены в ходе двух круглых столов: роль Lifelong Learning в образовании будущего и в современном бизнес. Но рамках этого кластера мы расширим этот подход через внимание к другому прочтению «непрерывного образования» – поговорим о том, как выстраивание связанной образовательной траектории от школы через среднее профессиональное и/или высшее образование к началу карьеры. Именно об этом аспекте будут говорить эксперты преимущественно в первый день, когда будут обсуждаться проблемы технологического, инженерного образования как в масштабе страны, так и на примере конкретных кейсов. Второй день программы кластера будет посвящен непрерывному образованию представителей другой специальности – педагогов. В третий день внимание мы уделим внимание двум крупным темам: влиянию на систему образования крупного бизнеса в рамках конкурса «Создавая будущее» и задачам и вопросам предпринимательского образования в рамках современного высшего образования и после его окончания.

Петр Бавин, куратор Деловой программы

Международное образование

Мир становится все более открытым, а студенты все более мобильными. Российские вузы конкурируют с зарубежными за лучших студентов, а российские старшеклассники и нынешние студенты стараются сделать осознанный выбор своей жизненной траектории. Бакалавриат в России и магистратура за рубежом или наоборот? Программа двойных дипломов российского вуза или бакалавриат иностранного? Получить высшее образование в России, а компетенции «добирать» на краткосрочных профессиональных программах зарубежных вузов? Есть ли смысл побороться за грант или  лучше экономить силы и поступать на общих основаниях? Российские вузы в то же время озабочены позициями в международных рейтингах, соблюдением баланса между качеством образования и себестоимостью международных программ, цитируемостью своих научных сотрудников в международных научных журналах, квотами на обучение иностранных студентов, бюджетными способами продвижения на международном рынке образования и другими важными вопросами развития международного сотрудничества. Вот почему в программе спецпроекта мы, с одной стороны, представим все многообразие образовательных возможностей в разных странах мира для российских старшеклассников и студентов, а с другой стороны, обсудим с представителями российских и зарубежных вузов наиболее перспективные направления повышения их конкурентоспособности с использованием ресурсов международного сотрудничества.

Татьяна Раитина, куратор спецпроекта «Международное образование»

Суббота на Салоне образования

Мы придумали эту программу, потому что перед современными родителями стоит сложная задача – учить и растить детей в новом мире. В ситуации новых проблем, с которыми не встречались наши мамы и бабушки. В ситуациях, в которых опыт наших пап и дедушек, увы, не применим. Хотите примеры? Вот несколько часто задаваемых вопросов от родителей из разных городов страны: как оградить детей от вредной информации в интернете (например, «групп смерти»), что делать с девайсами (когда и как пользоваться, как избежать зависимости, как сделать полезными), как воспользоваться современными возможностями образования: онлайн-курсами, кружками по робототехнике и программированию, и при этом успевать в школе, к каким профессиям будущего готовить детей? Мы – современные мамы и папы – ищем новые решения для наших детей, пытаемся быть успешными профессионалами и при этом хорошими родителями, учимся принимать решения вместе с подростками, вместе осваивать большой новый мир. Наш фестиваль, конечно, не ответит на все вопросы и не решит все проблемы. Но все-таки мы вместе с педагогами, психологами и экспертами попытаемся дать каждому родителю инструменты и способ навигации по миру современного образования.

Нина Добрынченко-Матусевич, куратор программы для родителей

Аллея стартапов

Мы активно входим в этап цифровой революции образовательного процесса. Сейчас вполне нормальной кажется возможность дистанционно получать знания из ведущих мировых образовательных учреждений, создавать групповые образовательные комнаты онлайн, использовать распределительную систему вычислительных мощностей для решения сложных задач. На Аллее стартапов мы собираем экспертов, предпринимателей, которые занимается проектами и бизнес-моделями напрямую или участвуют в современном образовательном процессе. Вот почему в программу Аллеи стартапов мы пригласили лучших российских представителей EdTech, а также профессионалов из других индустрий, чтобы в диалоге с молодыми предпринимателями рождались новые векторы развития представленных проектов. Среди спикеров – основатели, генеральные директора, директора по маркетингу крупнейших образовательных компаний – LinguaLeo, SkyEng, Netology Group. Спецпроект будет интересен родителям, учителям, студентам, которые хотят узнать о предпринимательстве в Edtech, о том, как можно воплощать свои задумки и идеи в жизнь. Каких ошибок стоит избегать на старте своего бизнеса? Как сформировать успешную команду вокруг хорошей идеи? Как маркетировать готовый образовательных продукт и по каким канал продвигать.

Владимир Шмидт, продюсер Аллеи стартапов