Александр Брычкин: «Российский учебник» готов к реализации инновационных проектов в национальном образовании

– Корпорация «Росучебник» уже несколько лет является стратегическим партнером ММСО. Какие задачи вы решаете, участвуя в работе Салона? Как оцениваете эффективность участия?

Для нас участие в ММСО является принципиально важным, поскольку это ключевое событие в сфере образования. С одной стороны оно охватывает практически все темы, существующие сегодня в российской образовательной среде, а с другой стороны – это мероприятие международного масштаба, позволяющее взглянуть на свои возможности с этого ракурса.

Эффективность участия в ММСО мы оцениваем достаточно высоко, и не только потому, что наш стенд заполнен посетителями все дни работы Салона.  Есть еще несколько актуальных показателей:  востребованность мероприятий деловой программы, в которых мы участвуем, и количество и объем публикаций, выходящих после завершения работы ММСО с упоминанием тех продуктов и сервисов, которые «Росучебник» представляет на ММСО. Мы активно делимся теми наработками, которые есть у нас, в свою очередь мы с интересом  изучаем опыт коллег, чтобы представить его нашим педагогам.

– В вашей стратегии развития большое внимание уделяется цифровизации – дистанционной подготовке педагогов, внедрению электронных учебников. При этом вы регулярно участвуете в оффлайновых мероприятиях, в частности в предстоящих в ноябре региональных проектах ММСО в Уфе и Иркутске. Какие цели ставите, принимая это решение?

– Ничто так не создает и не укрепляет доверие, как живое общение. Для нас очень важны лояльность и доверие со стороны нашей целевой аудитории, желание поделиться своими идеями, прокомментировать наши проекты. Поэтому мы предпочитаем лично встречаться, когда нам предстоит обсудить такие сложные вопросы, как развитие российского образования. Именно поэтому мы сразу откликнулись на предложение принять участие в региональных проектах ММСО в Уфе и в Иркутске. Ведь далеко не каждый педагог, не каждый методист или родитель ученика может посетить столичное мероприятие. Живой голос с мест позволит нам получить понимание, что происходит сегодня в регионах, чем мы конкретно можем помочь. В условиях, когда Президент ставит новые задачи, связанные с развитием технологий образования, участие в этих проектах станет хорошей возможностью в деле коммуникаций и донесения до аудитории  наших возможностей.

-Как, на ваш взгляд, за эти несколько лет изменились запросы к учебным пособиям со стороны педагогов, руководителей ГБОУ?

Только что опубликованные итоги исследования ВЦИОМ, которые проводились среди российских педагогов, показывают, что в целом, за последнее время в системе образования произошли изменения к лучшему.

Если говорить про ситуацию с качеством учебников, то 77% педагогов довольны их качеством. Эта ситуация существенно улучшилась за последний год или осталась на том же уровне , так считает около 83 % педагогов.

Главным критерием качества учебника большинство считает  доступность,  понятность излагаемого материала. Этот показатель  считает важным 36 % педагогов.

Любопытно, что  ошибки в школьных учебниках не оказывают никакого влияния на результат обучения, так считает 68 %. Большинство педагогов говорят, что ошибки, с которыми они сталкиваются в учебниках, это повод поговорить о способности аналитически мыслить, о навыках критического мышления.

Для 74 % педагогов самым главным является возможность самостоятельно выбирать учебный материал. Педагоги говорят, что это дает им возможность работать с материалом, который удобен, с помощью которого можно наиболее эффективно донести знания до ученика.

– Если говорить о будущем учебных пособий, как скоро, по-Вашему,  печатный учебник уйдет в небытие?

– На мой взгляд, слухи о смерти бумажных учебников сильно преувеличены. Если  обратиться к международному опыту, например, в англосаксонских странах, которые далеко продвинулись в цифровизации книг вообще и учебных материалов, в частности, мы увидим, что доля электронных учебных пособий составляет всего  около 20 % от объема, тогда как аналогичная доля в художественной и прикладной литературе – около 70%. Причина проста: в учебной литературе большое значение имеет макет, художественное оформление. Сделать так, чтобы на различных устройствах, на экранах разных размеров макет отображался методически корректно,  крайне сложно. В нашей огромной стране задачу цифрового перехода придется решать постепенно, с опорой на результаты пилотных проектов и детальные исследования. И мы к этому готовы.

Сегодня одно из направлений цифровизации – это образование, основанное на потребностях наших учащихся и педагогов: когда на основе прохождения учеником материала, решения задач для него строится образовательная траектория, которая помогает ему раскрыть потенциал. За счет этого мы можем улучшать образовательный результат в целом. Когда мы понимаем, что с помощью цифровых технологий  мы сможем получить новое качество образования, мы даем такую возможность.

В качестве примера приведу разработанный нами новый сервис для педагогов, который позволяет  провести урок  по нашим материалам практически без подготовки.  Это готовый набор  методических наработок, представленный в виде иллюстраций, текстов, аудио, видео-материалов интерактивных заданий, которые с помощью проектора или интерактивной  доски можно вывести в классе и провести фронтальный урок. К Новому году мы планируем вывести еще один сервис, который будет тренировать учеников и реализовать их учебные проекты. Будут  разработаны адаптивные тренажеры. Планируется, что они охватят весь школьный курс.

– Какие актуальные проекты, тенденции развивает сегодня корпорация «Росучебник»?

– Прежде всего, это то, что связано с цифровыми  технологиями. Мы уже сейчас удерживаем несомненное лидерство среди российских издательств в этой области. Наш сайт является самым посещаемым в России и одним из самых посещаемых в мире, только в сентябре  его посетило больше 3 млн. человек. С помощью сайта мы находимся в постоянном контакте с третью российских педагогов. В этом году сильно вырос  наш youtube- канал, просмотры достигают  нескольких миллионов.

Мы сильно растем с точки зрения клиентской базы на нашей  цифровой образовательной платформе  Lecta (https://lecta.rosuchebnik.ru/ .  Это современные продукты и сервисы для учителей, которые позволяют за короткое время найти  учебные материалы, подготовиться к уроку, к проведению проверочных и контрольных работ.  Уже сейчас платформа содержит около 600 наименований учебников в электронной форме, причем не только российских, и все их можно приобрести. Кроме того, с этого учебного года мы начали масштабную апробацию цифровых образовательных сервисов для педагогов, содержащих интерактивные и мультимедийные материалы для более эффективного проведения уроков и контроля знаний.

Есть еще два проекта, которые мы будем активно развивать.  Первый проект связан  с развитием управленческого корпуса – завучей, директоров школ, его  делаем с Высшей Школой Экономики и рядом других партнеров. Цель проекта – с помощью современных разработок в управлении повысить качество самого управления. Для этого  создаются персонализированные решения для педагогов, которые позволяют получить методическую поддержку в части преподавания своего предмета. В данный момент мы работаем примерно с 300 тысячами педагогов, которым доступны и видеолекции, и вебинары, и классический учебный материал в цифровом виде, и интерактивные задания. Мы также проводим дистанционные курсы повышения квалификации, через них прошли примерно 50 тысяч педагогов.

А второе направление – нам нужно разобраться, какие факторы реально влияют на качество образования. Мы планируем провести в этом году ряд пилотных количественных исследований в регионах, которые позволят  построить корреляционные модели влияния различных факторов на образовательные результаты. Это даст возможность руководителям регионов правильно расставлять приоритеты и корректно выставлять целевые показатели, реализовывать проекты, которые в конечном итоге будут влиять на качество образования в регионе.