Вузы, как локомотив региональной экономики

Последние годы отчетливо просматривается серьезная проблема во взаимодействии вузов и бизнеса. Как организации высшего образования влияют на кадровую политику и развитие человеческого капитала регионов?  Почему вчерашнего выпускника вуза нужно доучивать на предприятии? Как изменить ситуацию в высшем образовании?  Эти важные темы будут обсуждаться в рамках Деловой программы БМСО.  О том, как решают эту проблему в Иркутском государственном университете путей сообщения, рассказала проректор университета Ольга Горева:

 – На самом деле проблем «доучивания» молодых специалистов и отсутствия взаимодействия с работодателем в транспортном образовании не существует. Отчасти, это обусловлено спецификой создания транспортных университетов. ИрГУПС, например, изначально создавался для обеспечения кадрами железнодорожных магистралей на Востоке России. Жизнь вузу дало строительство Байкало-Амурской магистрали. Более 40 лет университет успешно выполняет возложенные на него задачи и сегодня стал форпостом для подготовки специалистов для всей транспортной системы от Новосибирска до Дальнего Востока.  Кроме того, единство образования и производства позволило вузу за 40 лет сформировать четкую систему внедрения всех производственных практик в образовательный процесс – от первичной ориентации школьников на работу в отрасли и до повышения квалификации, переподготовки уже работающих специалистов, а также дополнительного образования на любом этапе обучения.
Например, вся система довузовской подготовки ориентирована на помощь ребятам в подготовке не к сдаче экзаменов (ЕГЭ), а именно к обучению в университете. Для этого существует многолетняя практика лицейского движения, когда дополнительным компонентом в профильных классах университета в школах региона глубже изучаются именно те разделы физики и математики, которые в дальнейшем позволят студентам успешно осваивать сложные инженерные дисциплины в вузе. Кроме того, участие специалистов-практиков в образовательном процессе, а преподавателей – в форме стажировок в производственном, позволяет нам максимально быстро  ориентироваться в потребностях отрасли и легко адаптировать содержание программ под задачи работодателя. И это тоже уже сформировавшаяся практика во всех отраслевых вузах, которая, как показывают современные образовательные стандарты, является верной и только она может быть гарантом качества подготовки специалистов, что мы и видим сегодня уже не как инициативу транспортных университетов и предприятий, но уже как закрепленную требованиями государственных стандартов необходимость. 

Система целевого обучения, позволяет нам изначально готовить специалистов под конкретные рабочие места, а значит, мы свободно ориентируемся в перечне необходимых на той или иной должности компетенций, необходимых молодому специалисту. Это позволяет нам еще на стадии вузовского обучения дать ему все необходимые практические, управленческие и корпоративные навыки, а значит избежать ситуации, когда предприятие кого-то «доучивает».

Что касается региональной составляющей, то мы не привязаны напрямую к развитию региона, поскольку как транспортная отрасль, так и транспортные университеты по своей структуре трансрегиональны. Восточный полигон  обслуживает транспортные потребности 14 субъектов Российской Федерации и включает в себя четыре дороги – Красноярскую, Восточно-Сибирскую, Забайкальскую и Дальневосточную. Ключевым здесь является то, что центр управления полигоном находится в Иркутской области, а значит и ключевые задачи по кадровому сопровождению реализации этого масштабного проекта естественным образом возлагаются на Иркутский транспортный вуз – ИрГУПС. Здесь и магистраль, и мы, скорее, являемся создателями профессиональной мотивации для молодежи не уезжать с восточных территорий, которая, безусловно, должна быть поддержана и поддерживается руководством Приангарья. Так, в прошлом году, была введена повышенная стипендия для ребят, сдавших ЕГЭ на высокие баллы, по инициативе председателя совета ректоров – президента ИрГУПС Андрея Павловича Хоменко под эгидой совета ректоров и правительства области уже второй год проводится региональная олимпиада «Золотой фонд Сибири», победители и призеры которой получают дополнительные баллы при приеме в любой вуз Иркутской области. Буквально недавно был открыт первый в Иркутске детский кванториум, и открыт он был на базе детской железной дороги, при содействии и регионального правительства и муниципальной власти. То есть мы сегодня активно работаем с регионом, делимся нашими лучшими практиками для того, чтобы помочь удержать в регионе ребят, которые уже сегодня нужны и будут нужны в дальнейшем для обеспечения его экономического развития.  Нам принципиально сформировать некую интеллектуальную инженерную элиту здесь, потому, что реализация такого масштабного проекта как Восточный полигон, который задумывался как мост между Европой и Азией, возможна только при наличии высокоинтеллектуальных кадров. И лучше, чтобы мы эти кадры сформировали у нас из тех ребят, которые здесь родились и выросли, поэтому мы стараемся предоставить им возможность сегодня принять участие в историческом для развития региона процессе  – создании и обеспечении работы Восточного полигона.  Мы благодарны региональной власти за то, что она прислушивается к нам и надеемся, что в ближайшее время мы реализуем еще несколько масштабных образовательных проектов, концептуальные основы которых мы в рамках образовательного салона надеемся обсудить.