Второй день на ММСО-2018. Избранное

О самых важных и интересных событиях второго дня работы ММСО-2018 — в ежедневном дайджесте событий.

Рабочая группа по образованию ОЧЭС

В рамках ММСО прошло заседание рабочей группы по образованию Организации Черноморского экономического сотрудничества. Участники приняли проект Декларации министров образования ОЧЭС. Документ подтвердил ориентацию стран-участниц на дальнейшее развитие и расширение современных образовательных систем, в том числе на внедрение индивидуальных образовательных траекторий, нейросетей и искусственного интеллекта.

Кроме того, декларация предполагает создание платформы многостороннего сотрудничества для университетов, бизнеса и правительств Черноморского региона в контексте четвертой промышленной революции.

Дополнительное образование в области робототехники: есть ли жизнь за МКАД и рядом с «Кванториумами»

Как научить робототехнике детей, которые живут в отдаленных селах, куда автобусы ходят два раза в неделю? Педагоги из Кировской области предлагают рецепт: привозить в сельские школы оборудование на время, так у детей появляется возможность чему-то научиться. А в Томской области стимулируют развитие робототехники с помощью соревнований в школах.

Участники дискуссии о робототехнике в регионах поделились своими проблемами и достижениями. Даже если в районе совсем нет инфраструктуры, положение спасают хорошие преподаватели математики, которые могут объяснить сложные концепции только с помощью мела и доски.

Одна из отмеченных участниками сессии проблем — слабая информированность педагогов и отсутствие системы подготовки преподавателей робототехники. В основном, в регионах работают специалисты, которые самостоятельно освоили робототехнику.

Изменения в регулировании дополнительных образовательных программ: окна возможностей, риски и ловушки

Основное образование переживает кризис по всему миру: большая и неповоротливая система не может быстро адаптироваться и не успевает за меняющейся ситуацией. Чтобы решить эту проблему, нужно развивать дополнительное образование. В России организации дополнительного образования сталкиваются с трудностями при получении лицензий.

Эксперты сессии «Изменения в регулировании дополнительных образовательных программ» отметили, что практика лицензирования вызывает сомнения — часто возникают сложности, связанные с устаревшими стандартами. Директор Центра образовательного права Института образования НИУ ВШЭ Семен Янкевич отметил, что нужна либерализации системы выдачи лицензий. «Стандарты нуждаются в пересмотре и дополнении. Закон не может регулировать такую вещь, как неформальное образование», — считает Семен Янкевич.

Социокультурная адаптация детей-мигрантов

В России есть школы, преподающие русский язык как иностранный, но нужно развивать адаптацию детей-мигрантов и в общеобразовательных школах. К примеру, на базе РУДН создан бесплатный онлайн-курс для детей, которые плохо владеют языком. Курс рассказывает, в частности, о географии в сказочной форме. В Томске есть централизованные занятия для детей-мигрантов, которые поддерживают диаспоры.

При повышении квалификации учителей школ, в которых учатся дети-мигранты, нужно учитывать культурологические и психологические аспекты миграции, отметили участники дискуссии, а одним из инструментов может быть подготовка волонтеров для работы с диаспорами и местными сообществами.

Форматы работы университета и бизнеса

Почему необходимо задумываться о взаимодействии университетов и бизнеса? Какие к этому существуют барьеры? Какие форматы работы вузов и корпораций эффективны? Эти темы обсудили участники панельной дискуссии о форматах работы университета и бизнеса.

Университеты живут в академическом мире, а государственная поддержка не стимулирует вузы для развития партнерских отношений с бизнесом, что ослабляет межвузовскую конкуренцию за внебюджетные ресурсы, заявила старший аналитик московской школы управления «Сколково» Наталия Овчинникова.

Бизнес заинтересован в развитии на базе университетов центров компетенций, поиске талантов и использовании университетского оборудования. Техническая база некоторых колледжей лучше, чем у региональных предприятий, отметили эксперты.

Директор Консорциума независимых творческих школ Екатерина Черкес-заде сказала, что взаимодействие с бизнесом — это основа образовательной философии Британской высшей школы дизайна и других участников Консорциума. «Каждая школа начинала с двух-трех групп и каждый год все зарабатываемые деньги реинвестировала в ресурсную базу, привлечение преподавателей, развитие среды, — объяснила Екатерина Черкес-заде. — Теперь в школах Консорциума более 160 образовательных программ». Консорциум стремится работать с партнерами, которые хотят развивать индустрию и заинтересованы в качественных специалистах, а не с теми, кто экономит на студентах и эксплуатирует их навыки.