Назад
29 мая 2025 г.
Максим Казарновский о том, какие стратегии наиболее эффективны для взаимодействия работодателей с вузами и колледжами

Согласно данным Института развития предпринимательства и экономики, более 90% компаний испытывают острую нехватку квалифицированных кадров. В этих условиях особенно важным становится тесное взаимодействие работодателей с учебными заведениями. Это позволяет предприятиям находить талантливых специалистов и адаптировать образовательные программы под нужды бизнеса.

Директор ММСО Максим Казарновский отмечает, что дефицит кадров подталкивает работодателей к выстраиванию системного партнерства с вузами и колледжами:

«По данным Минтруда, российской экономике к 2030 году потребуется 74,3 миллиона специалистов млн специалистов, что на 2,2 миллиона больше, чем в 2022 году. Стабильный приток квалифицированных сотрудников возможен только при реальном прямом взаимодействии работодателей и образовательных организаций, которые должны помогать студентам формировать траектории обучения.

По данным Superjob, каждая девятая компания в России сотрудничает с вузами по вопросам трудоустройства выпускников. Особенно активно это происходит в крупных организациях с численностью более 1000 сотрудников — в этом сегменте с вузами взаимодействуют 39% работодателей. По оценкам ММСО, в последние два–три года сами вузы стали активнее искать точки соприкосновения с бизнесом, предлагая практические задачи и проекты для студентов, разработанные с учетом требований крупных работодателей.

Эффективное сотрудничество компаний с учебными заведениями может строиться по нескольким стратегиям: активное участие в образовательном процессе (разработка совместных программ, менторство, лекции, создание лабораторий, совместные научно-исследовательские проекты); практическая подготовка кадров (стационарные и оплачиваемые стажировки, хакатоны, конкурсы); долгосрочное партнерство, в том числе целевое обучение. Универсального шаблона здесь нет — стратегии зависят от масштаба бизнеса и отраслевых задач.

В ряде вузов, например, Московском институте стали и сплавов и Центральном университете, уже тестируется гибкая образовательная модель, которая позволяет в два раза ускорить подготовку специалистов для высокотехнологичного сектора. Вместо стандартных четырех лет обучения срок внедрения нового образовательного результата сократился до полутора–двух лет. В МИСИС для компании-заказчика была спроектирована отдельная образовательная траектория длительностью в год. Студенты этого вуза в процессе получения высшего образования могут сами выбирать длительность программы подготовки под запросы потенциального работодателя.

Особенно высокий запрос на практическое обучение в колледжах и вузах — в сфере туризма: недавнее совместное исследование ММСО и НИУ ВШЭ по развитию кадрового потенциала в туриндустрии выявило запрос работодателей на внедрение в процесс учебы 70% практики.

Усиленная интеграция реальных практических задач и совместных программ с работодателями в процесс обучения — один из ключевых трендов как в среднем специальном, так и высшем образовании. Он будет активно развиваться независимо от сокращения платных мест в вузах. Станет заметно больше практических стажировок, корпоративных стипендий и проектных конкурсов, а также программ целевого набора со стороны компаний-работодателей, не только от крупного, но и среднего бизнеса и государственных организаций.

Введение ограничений на количество платных мест в вузах актуализирует вопрос востребованности профессий, заставляя образовательные организации и компании концентрироваться на направлениях, действительно значимых для экономики. Это может замедлить развитие некоторых учебных заведений, но одновременно усилит фокус на подготовке специалистов, максимально соответствующих запросам рынка труда».

Задать вопрос