Назад
22 апреля 2025 г.
ММСО.ПРОФОРИЕНТАЦИЯ: встреча семьи с профессиональной реальностью

В апреле состоялась стратегическая сессия ММСО с ведущими экспертами в области профориентации. Участники сессии на конкретных примерах существующих профориентационных проектов детально проанализировали и систематизировали основные проблемы, с которыми сталкиваются дети и их родители в процессе выбора профессии: 

1. размытость самого понятия «профессия»;

2. информационная перегрузка — слишком много данных, в которых не могут разобраться ни дети, ни родители. Родители не способны помочь детям, поскольку сами не владеют необходимой информацией, а подросткам не на что опереться при выборе образования;

3. низкая осведомленность семей об экономике и современных профессиях, уровне дохода, корпоративной структуре и отношениях внутри компаний;

4. конфликт ценностей — опыт родителей устарел и не подходит для построения жизненного пути детей;

5. отсутствие ценности высшего образования у подростков;

6. разное восприятие будущего — родители думают о долгосрочной перспективе, тогда как подростки фокусируются на краткосрочных выгодах, как следствие, у них формируется искаженное представление о реальном мире; 

7. «кем быть и как стать?» — большинство профориентационных проектов помогают выбрать профессию, но не объясняют, как ее освоить; 

8. родители часто говорят: «Мой ребенок ничего не хочет» — комплексная проблема, объединяющая ряд факторов; 

9. нехватка практического опыта — большинство профориентационных проектов дают лишь теорию. Для осознанного выбора необходим «травмирующий опыт» (столкновение с реальностью); 

10. социально-экономические  и психоэмоциональные различия — изначальные стартовые условия у детей неодинаковы;

11. недостаток честности — большинство профориентационных проектов показывают только положительные стороны профессий и образовательных учреждений.

К основным трендам профориентационных продуктов эксперты отнесли:

взаимодействие с работодателями: современные программы делают ставку на реальные встречи с представителями компаний — экскурсии, мастер-классы, стажировки. Это помогает школьникам не просто узнать о профессиях, а «пощупать» их изнутри;

пропуск этапа образования: некоторые проекты экспериментируют с альтернативными путями в профессию — например, через микрокурсы или прямое трудоустройство после профпроб;

фокус на ОГЭ/ЕГЭ в коммерческом сегменте: многие сервисы совмещают профориентацию с подготовкой к экзаменам, предлагая индивидуальные траектории. Однако зачастую это превращается в «натаскивание» ради баллов и поступление ради факта поступления.

По результатам этого анализа были предложены идеи для создания нового продукта ММСО.Профориентация, способного решить наиболее актуальные задачи, которые не были учтены в рамках существующих проектов.

В то время как ММСО.EXPO позиционируется как значимое профессиональное событие, ММСО.Профориентация будет представлять собой специальную площадку для семейного взаимодействия. Ключевой принцип организации — раздельное проведение диалогов между профессиональным сообществом и родителями, а также между профессионалами и детьми. Это позволит создать максимально комфортную и продуктивную среду для каждой категории участников.

В основе создания продукта ММСО.Профориентация лежит большая идея — выстроить цепочку организации дуального образования таким образом, чтобы полезность для семьи строилась на основе подробного изучения запроса индустрии.

Разрабатываемый продукт представляет собой инновационное решение, в основе которого: 

● четкое распределение ответственности: родители могут помочь ребёнку сделать осознанный выбор профессии, тогда как образовательные учреждения выполняют роль медиаторов и наставников; 

● реальное представление о точках роста, которое дает понимание о новом рынке труда. Таким образом, направление конкретных заказов в образование со стороны рынка — о количестве и качестве потенциальных сотрудников — позволит сформировать актуальное представление у семьи о том, какие сферы будут развивать в их регионе и стране в целом; 

● независимая финансовая модель: проект будет развиваться без привлечения государственного финансирования, исключительно за счет рыночных механизмов и реального спроса со стороны участников;

● ответы на сложные вопросы: «я ничего не хочу» или «я хочу зарабатывать здесь и сейчас».

Для продукта были предложены следующие содержательные форматы:

● просветительские программы для родителей 

● демонстрация быта — показ не только рабочего процесса, но и повседневной жизни представителей различных профессий;

● кейсы профессиональных трудностей — анализ и обсуждение реальных примеров карьерных неудач;

● цифровые инструменты сопровождения — разработка интерактивных сервисов (например, специализированного телеграм-бота);

● персонализированные образовательные маршруты — создание индивидуальных карт профессионального развития.

В рамках разработки продукта предлагаются дополнительные концептуальные решения:

● мотивации подростков — от первичного интереса до осознанного выбора профессиональной отрасли;

● система предварительной и последующей работы (pre-work и post-work);

● дифференцированные мероприятия для разных категорий участников:

Для родителей — образовательные сессии и практические инструменты взаимодействия с детьми. Для подростков — теоретические модули, профессиональные пробы, анализ ошибок, прямое общение с профессионалами.

Проект ММСО.Профориентация призван создать эффективную систему синхронизации ожиданий родителей и детей в вопросах профессионального самоопределения. Через предоставление актуальной информации, практического опыта и профессионального сопровождения проект будет способствовать осознанному выбору профессионального пути и гармонизации семейных отношений в этом важном аспекте жизненного планирования.

Задать вопрос