В апреле состоялась стратегическая сессия ММСО с ведущими экспертами в области профориентации. Участники сессии на конкретных примерах существующих профориентационных проектов детально проанализировали и систематизировали основные проблемы, с которыми сталкиваются дети и их родители в процессе выбора профессии:
1. размытость самого понятия «профессия»;
2. информационная перегрузка — слишком много данных, в которых не могут разобраться ни дети, ни родители. Родители не способны помочь детям, поскольку сами не владеют необходимой информацией, а подросткам не на что опереться при выборе образования;
3. низкая осведомленность семей об экономике и современных профессиях, уровне дохода, корпоративной структуре и отношениях внутри компаний;
4. конфликт ценностей — опыт родителей устарел и не подходит для построения жизненного пути детей;
5. отсутствие ценности высшего образования у подростков;
6. разное восприятие будущего — родители думают о долгосрочной перспективе, тогда как подростки фокусируются на краткосрочных выгодах, как следствие, у них формируется искаженное представление о реальном мире;
7. «кем быть и как стать?» — большинство профориентационных проектов помогают выбрать профессию, но не объясняют, как ее освоить;
8. родители часто говорят: «Мой ребенок ничего не хочет» — комплексная проблема, объединяющая ряд факторов;
9. нехватка практического опыта — большинство профориентационных проектов дают лишь теорию. Для осознанного выбора необходим «травмирующий опыт» (столкновение с реальностью);
10. социально-экономические и психоэмоциональные различия — изначальные стартовые условия у детей неодинаковы;
11. недостаток честности — большинство профориентационных проектов показывают только положительные стороны профессий и образовательных учреждений.
К основным трендам профориентационных продуктов эксперты отнесли:
● взаимодействие с работодателями: современные программы делают ставку на реальные встречи с представителями компаний — экскурсии, мастер-классы, стажировки. Это помогает школьникам не просто узнать о профессиях, а «пощупать» их изнутри;
● пропуск этапа образования: некоторые проекты экспериментируют с альтернативными путями в профессию — например, через микрокурсы или прямое трудоустройство после профпроб;
● фокус на ОГЭ/ЕГЭ в коммерческом сегменте: многие сервисы совмещают профориентацию с подготовкой к экзаменам, предлагая индивидуальные траектории. Однако зачастую это превращается в «натаскивание» ради баллов и поступление ради факта поступления.
По результатам этого анализа были предложены идеи для создания нового продукта ММСО.Профориентация, способного решить наиболее актуальные задачи, которые не были учтены в рамках существующих проектов.
В то время как ММСО.EXPO позиционируется как значимое профессиональное событие, ММСО.Профориентация будет представлять собой специальную площадку для семейного взаимодействия. Ключевой принцип организации — раздельное проведение диалогов между профессиональным сообществом и родителями, а также между профессионалами и детьми. Это позволит создать максимально комфортную и продуктивную среду для каждой категории участников.
В основе создания продукта ММСО.Профориентация лежит большая идея — выстроить цепочку организации дуального образования таким образом, чтобы полезность для семьи строилась на основе подробного изучения запроса индустрии.
Разрабатываемый продукт представляет собой инновационное решение, в основе которого:
● четкое распределение ответственности: родители могут помочь ребёнку сделать осознанный выбор профессии, тогда как образовательные учреждения выполняют роль медиаторов и наставников;
● реальное представление о точках роста, которое дает понимание о новом рынке труда. Таким образом, направление конкретных заказов в образование со стороны рынка — о количестве и качестве потенциальных сотрудников — позволит сформировать актуальное представление у семьи о том, какие сферы будут развивать в их регионе и стране в целом;
● независимая финансовая модель: проект будет развиваться без привлечения государственного финансирования, исключительно за счет рыночных механизмов и реального спроса со стороны участников;
● ответы на сложные вопросы: «я ничего не хочу» или «я хочу зарабатывать здесь и сейчас».
Для продукта были предложены следующие содержательные форматы:
● просветительские программы для родителей
● демонстрация быта — показ не только рабочего процесса, но и повседневной жизни представителей различных профессий;
● кейсы профессиональных трудностей — анализ и обсуждение реальных примеров карьерных неудач;
● цифровые инструменты сопровождения — разработка интерактивных сервисов (например, специализированного телеграм-бота);
● персонализированные образовательные маршруты — создание индивидуальных карт профессионального развития.
В рамках разработки продукта предлагаются дополнительные концептуальные решения:
● мотивации подростков — от первичного интереса до осознанного выбора профессиональной отрасли;
● система предварительной и последующей работы (pre-work и post-work);
● дифференцированные мероприятия для разных категорий участников:
Для родителей — образовательные сессии и практические инструменты взаимодействия с детьми. Для подростков — теоретические модули, профессиональные пробы, анализ ошибок, прямое общение с профессионалами.
Проект ММСО.Профориентация призван создать эффективную систему синхронизации ожиданий родителей и детей в вопросах профессионального самоопределения. Через предоставление актуальной информации, практического опыта и профессионального сопровождения проект будет способствовать осознанному выбору профессионального пути и гармонизации семейных отношений в этом важном аспекте жизненного планирования.