Согласно исследованию компании «Профилум», результаты которого были опубликованы в «Известиях», менее половины учеников средней и старшей школы определились с выбором будущей профессии.
Система профориентации в России находится на стадии формирования. При этом факторы, влияющие на выбор профессии, также меняются. Рынок труда динамично развивается, и на первый план выходит не выбор конкретной профессии, а определение сферы деятельности, которая будет интересна ребенку.
«Общий уровень осознанности современных подростков и их семей крайне низок.
Понимание того, как устроен мир, включая собственную профессиональную траекторию, приходит к ним обычно не раньше середины обучения в университете. Примерно в это время у них начинает формироваться представление о рынке труда и о том, какое место они могут на нем занять. И часто это болезненный процесс, потому что мы видим, как многие люди меняют университет или бросают образование по одной траектории, а затем работают в совершенно другой отрасли», — отмечает директор Московского международного Салона образования (ММСО) Максим Казарновский.
Однако можно выделить общий глобальный тренд: в современных реалиях люди часто меняют профессию. В бизнес-школах по всему миру учат, что цикл смены деятельности составляет примерно семь лет. Это помогает перезагрузиться и найти новое направление.
Сейчас дети не всегда могут свободно выбирать профессию, потому что система образования не учит их самостоятельно принимать решения и критически мыслить. Это важный элемент, на который мы должны обратить внимание. К сожалению, подростки зависят от мнения родителей, от того, что говорят в интернете инфлюенсеры, а также от давления со стороны школы. Однако есть ощущение, что из года в год увеличивается число критически мыслящих подростков, способных самостоятельно формировать свои взгляды. Это происходит вопреки тому, что в современном контексте не всегда есть место для свободы и независимости мнений.
Сегодня система профориентации не всегда учитывает потребности рынка труда и реальные запросы индустриальных партнеров. Хотя эта тенденция набирает обороты, на всех уровнях наблюдается стремление к сотрудничеству с бизнесом и представителями рынка труда в образовательных учреждениях. Однако реальные примеры такого взаимодействия пока еще не так многочисленны.
В этой ситуации важно, чтобы подростки имели возможность пробовать разные направления и совершать ошибки. Это поможет им к середине обучения в университете стать более осознанными и зрелыми, определиться со своим будущим. К сожалению, в настоящее время система образования и профориентации не всегда способствует этому. Существует давление в пользу выбора конкретного пути и следования ему на протяжении всей образовательной траектории.