Назад
05 мая 2025 г.
В Москве состоялся открытый семинар по образованию ММСО и ВШЭ «Кадры для внутреннего туризма»

29 апреля на площадке НИУ ВШЭ, а также онлайн на платформе «ММСО.Коннект» прошел открытый семинар по образованию ММСО и ВШЭ «Перспективы развития внутреннего туризма. Что про это должны знать семья и отраслевое образование, чтобы не пройти мимо».

Внутренний туризм в России развивается стремительно: 91 миллион поездок в 2024 году, рост турпотока на 14% — и это только начало. Однако за впечатляющими цифрами — острый кадровый дефицит. Исследование Института образования ВШЭ и ММСО показало: отрасли нужно почти полмиллиона новых специалистов, а высокая квалификация сегодня есть только у каждого седьмого.

В ходе семинара участники обсудили перспективы развития туристической отрасли и рынка труда, а также то, какие новые компетенции и профессии будут востребованы в туризме в будущем. Для того чтобы это будущее наступило, необходимо синхронизировать запросы представителей индустрии туризма, специалистов в области отраслевого и внеотраслевого образования и семей.

На семинаре были представлены ключевые выводы исследования «Отраслевой подход в подготовке кадров в сфере внутреннего туризма», подготовленного ВШЭ и ММСО, а также состоялась дискуссия с участием представителей туристического бизнеса, образования и науки. Презентация доклада сопровождалась поиском реальных решений для подготовки кадров в туристической отрасли с опорой на запрос индустрии, возможности образования и опыт научного сообщества.

Модерируя дискуссию, директор ММСО Максим Казарновский рассказал, что при подготовке исследования задачами ММСО было рассмотреть перспективы развития туристической сферы через призму ключевых государственных и частных проектов, собрать актуальную информацию про кадры во внутреннем туризме и сделать анализ современной системы подготовки кадров, а также выступить в роли медиатора и площадки для диалога между туристическим бизнесом и образованием для преодоления прогнозируемого кадрового дефицита.

«Наш ключевой тезис — «За кадры отвечают все», поэтому разговора в одном месте точно недостаточно», — отметил эксперт.

Директор Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ Вера Мальцева, описывая методологию исследования, проведенного ММСО и ВШЭ, сказала: «Начинать разговор об отраслевом образовании невозможно без разговора про отрасль». В ситуации большой неопределенности единственное, что дает нам основания что-либо прогнозировать, это серьезные отраслевые инвестиционные проекты. Именно отрасль отражает ключевые тенденции, которые проецируются на кадровую модель, а следовательно, формирует запрос на подготовку кадров. Спикер подчеркнула, что одной из ключевых проблем сегодня является поиск «границы профильности образования», потому что люди зачастую, имея образование совершенно другого профиля, работают в туризме.

Внутренний туризм — многоотраслевая сфера, очертить границы которой крайне сложно. Это создает диверсифицированный спрос на кадры: от неквалифицированных работников до специалистов творческого труда. Специфика отрасли задает пропорции кадровой пирамиды и особенности взаимодействия с образованием:

●     60% кадров представляют собой инфраструктурный блок, не имеют квалификации, обучаясь на местах, — это линейный персонал (горничные, грузчики, разнорабочие). По прогнозам экспертов, 437 тыс. человек — дополнительная кадровая потребность индустрии к 2030 г., а наибольшую часть этой потребности составляет инфраструктурный блок кадровой пирамиды;

●     25% составляет средний сегмент, в который входят кадры, имеющие СПО или ВО, специалисты по направлениям (менеджеры, гиды, повара, др.);

●     15% — это высший сегмент, руководители и создатели продуктов, которые имеют ВО.

Среди важных особенностей внутреннего туризма, отмеченных в исследовании ММСО и ВШЭ, — короткий горизонт планирования. Это связано с низкой маржинальностью, волатильностью, сезонностью и неравномерностью спроса по регионам. Также неопределенность перспектив роста отрасли затрудняет малоэффективное взаимодействие работодателей с учебными заведениями.

Другая специфическая особенность заключается в том, что быстрая трансформация отрасли осложняет оперативную обработку сигналов рынка труда, что также усугубляется ригидностью образовательных программ.

Еще одним значимым фактором является то, что престиж внутреннего туризма низок, что вызывает миграцию квалифицированных кадров из отрасли. Это приводит к снижению качества образовательных программ и профессиональной подготовки специалистов.

Ректор ЧОУ ВО МИДИС Максим Усынин считает, что нельзя говорить про общую ригидность системы образования, все зависит от конкретных учебных заведений и их команд. Тезис о том, что ФГОС мешает подготовке специалистов, — это миф. На самом деле он помогает создавать новые направления на стыке гостеприимства и других профессий, которые сегодня востребованы в сфере внутреннего туризма.

Директор по персоналу Azimut Hotels Марина Попова подчеркнула, что одной из причин снижения престижа сферы внутреннего туризма стало уменьшение потока иностранных туристов. Комментируя тезис о коротком горизонте планирования, она отметила, что даже для маленького отеля срок окупаемости составляет не менее десяти лет, а многие крупные компании увеличивают долю гостиничных активов в своих портфелях, что подтверждает наличие долгосрочного спроса на кадры.

Как показывает исследование, «профильность» образования для многоотраслевой индустрии туризма сильно размыта.

Профильное образование не является фильтром для трудоустройства: работодатели не только набирают сотрудников из числа выпускников профильных колледжей и вузов, но и активно привлекают специалистов из других областей —от истории до педагогики.

Профильное образование остается малопрестижным: направление «Туризм и сервис» финансируется из бюджета на 71%. Средние баллы поступающих невысоки как в СПО, так и в ВО. Платное ВО составляет 48% и зачастую не ведет к успешной карьере в профильной сфере, а лишь удовлетворяет спрос на получение диплома.

Основная опора профильного образования приходится на СПО: 87% всех обучающихся на профильных направлениях (сервис и туризм) учатся на программах СПО. Объемы подготовки в вузах по туризму и сервису сокращаются.

Наблюдается повышенный спрос на практическое обучение как в системе СПО, так и ВО. Отставание отраслевого ВО при этом более выражено.

Проректор РГУТИС Татьяна Кривошеева считает, что ВО в сфере туризма, несмотря на небольшую долю специалистов в кадровой пирамиде, необходимо сохранять и развивать. Однако не менее важно качественно готовить 60% линейного персонала, поскольку сервис становится ключевым элементом глобального маркетинга будущего. Эта сфера требует высоких технологий и специалистов в области IT и искусственного интеллекта, которых нужно обучать как в СПО, так и в вузах.

Заместитель заведующего кафедрой рекреационной географии и туризма МГУ Александра Никанорова отметила, что профильное образование в туризме должно строиться на межкомпетентности и постоянно меняться согласно запросам общества в целом.

В ходе семинара спикеры обсудили территориальную неравномерность спроса на кадры: активное развитие туристических мегапроектов в регионах с низкой плотностью населения требует быстрой подготовки большого количества линейного персонала. Это приводит к высоким издержкам на создание качественной системы обучения непосредственно рядом с новыми инициативами.

Эксперты также отметили, что большинство занятых в индустрии (основание кадровой пирамиды) проходят обучение на базе работодателя. Как следствие, запрос подготовки кадров формируется не только к системе формального образования (колледжи и вузы), но и к неформальному обучению, в т. ч. на базе работодателей.

Руководитель Комитета по детскому и семейному туризму Российского союза туриндустрии, генеральный директор компании «СМАРТ СТУДИЯ» Олеся Мулиер рассказала о кейсах, когда держатели туристического бизнеса в регионах сами разрабатывают систему прикладного образования для своих сотрудников. Этот опыт может быть масштабирован и стать точкой синхронизации с ВО, когда вуз становится наставником и помогает бизнесу составить подобные инструкции для своих работников.

Эксперты пришли к выводу, что универсального подхода не существует. Для каждого уровня кадровой пирамиды в отрасли нужны разные меры подготовки:

●     для инфраструктурного блока пирамиды: краткосрочные профессиональные программы;

●     для среднего блока: практико-ориентированные (дуальные) модели образования в СПО и высшем образовании по профильным направлениям;

●     для верхнего блока: междисциплинарность и смежные специализации.

В образовательных программах должны появиться новые модули и микроквалификации для нишевых, но прорывных направлений, которые готовят специалистов для решения актуальных задач. Среди них — архитекторы территорий, продюсеры туристических впечатлений и специалисты по взаимодействию с государственными органами в сфере туризма. Эти программы позволят развивать навыки создания и продвижения уникального турпродукта, а также умение формировать неповторимый потребительский опыт. Особое внимание в них должно уделяться работе с большими данными и анализу цифровых следов.

Подробнее о том, что говорили спикеры, можно узнать, посмотрев запись семинара. Для просмотра и доступа к презентации необходимо зарегистрироваться.

Смотреть запись

Задать вопрос