Школа — детский «Вавилон». В ней есть большие и маленькие ученики. Также есть еще люди с отдельной планеты — подростки. Пространство начальной школы, школа для подростков и школа для старшеклассников — это разные школы.
Есть ученики послушные, нормативные и не очень, а то и вообще — с девиантным поведением. Заинтересованные в обучении и нет. Ориентированные на научное познание и на работу руками, творческие и прагматичные. Спокойные и в меру счастливые и очень несчастные, а от того — непредсказуемые. Умеющие себя контролировать и совсем-совсем не умеющие. Наконец, есть более-менее физически здоровые дети и те, у кого довольно серьезные заболевания.
Все они распоряжаются одним пространством.
Например, дети с девиантным поведением, низкой саморегуляцией и вообще почти все подростки в расцвете протестного поведения: как не провоцировать вандализм, помогать саморегуляции, снимать излишнее физическое и эмоциональное напряжение, защищать других людей в школе от спонтанной агрессии? Или старшеклассники. Уже не дети, но все еще ученики, находящиеся в зависимости от взрослых. Каким должно быть пространство для старшеклассников? Как организовано и чем насыщено?
Главные вопросы сессии: каким должно быть пространство, помогающее быть эффективными таким разным ученикам? Как его специализировать, зонировать, с одной стороны, и с другой — сделать универсально-отзывчивым ко всем потребностям?