«Успех» и «успешность» стали в наше время основным запросом к человеку. Их демонстрацию ожидают с раннего возраста — сначала в учебе, затем в работе и карьере. Эти же понятия являются главными в определениях целей и результатов образования — как в стратегиях развития, так и в обещаниях со стороны курсов, школ, университетов. «Перфекционистсткий климат» доминирует в семьях среднего класса, школах с высокими стандартами и успешных компаниях.
Между тем исследования показывают, что перфекционизм у детей школьного возраста более распространен и вреден, чем думает большинство людей. Он влечет психологические проблемы (стресс и депрессию) и даже становится причиной суицидов. А по некоторым данным, является проигрышной стратегией в учебных и профессиональных курсах.
Как формируется «культ успеха» в бизнесе и в образовании? Что используется в качестве критериев «успешности»? Возможен ли «успех каждого»? Кто выигрывает, а кто проигрывает в гонке за успехом? Востребован ли перфекционизм как установка личности: учащегося — у учителей, работника — у работодателей? Как они ее поддерживают, видят ли риски и ищут ли пути избегания? Что можно предложить в качестве альтернативы для целей человека и образования?