В выпусках конференции «ММСО.Зализняк» мы стремимся оказать методическую и содержательную поддержку учителям русского языка. Мы продолжаем анализировать лингвистический подход при изучении языка, думаем, как его можно менять, чем дополнять, чтобы определить навыковую составляющую, возможность межпредметных комбинаций, ценность и практический выход для школьника.
Прошлые сессии мы посвятили фонетике, морфемике и словообразованию, теперь пришло время поговорить о лексике. Миф или правда, известное большинству школьников утверждение, что в эскимосских языках необычайно много слов для обозначения снега? Морфологи ответили бы одним способом. Те, кто решил присоединиться к февральской сессии по лексикологии, скорее всего, ответят ровно наоборот. Как такое может быть?
Проследим в рубрике «Таймлайн» за тем, как изменялся лексический состав русского языка. Кстати, а был ли «снег» среди русских слов? А много ли его было? Слова в языке все прибывают и прибывают, а некоторые исчезают. Но это относится к словам или их значениям? Или к тем явлениям, которые за этими словами скрываются? Где об этом можно узнать? Ровно с этих вопросов мы начнем разговор в рубрике «Точка входа» с приглашенными словесниками — объединим наши усилия в этимологии, лексикологии, фразеологии и лексикографии. В рубрике «Взгляд со стороны», куда мы пригласили авторов современных справочников по лексикологии и разработчиков компьютерных инструментов, умеющих определять семантическую близость слов, автоматически искать синонимы, «снимать» омонимию и строить иерархию слов — попросим коллег рассказать, где, как и зачем школьник может применять современные технологии для работы с лексикой. Вопросом рубрики «Вызов времени» станет: можно ли создать такой словарь или справочник, который будет отражать самое актуальное состояние лексики того или иного языка?