Обновлённый ФГОС подчеркнул актуальность задачи воспитания и формирования идентичности наших школьников. Какие изменения нужны российской школе, чтобы воспитывать осознанных и счастливых детей? Мария Петрова считает, что на смену «мероприятийности» воспитательной работы должна прийти «событийность»: в отличие от полностью запланированного мероприятия в событии запланировать можно только «предлог», «точку входа» — а его наполнение будет зависеть только от его участников. Элемент спонтанности в образовании очень важен, потому что готовит детей ко взрослой жизни, где далеко не всегда все идет по плану.
А как решают задачу воспитания в школах за рубежом? Спикеры перечислили несколько примеров.
- Америка: дифференцированность и выбор. Евгений Личкин рассказал об американской методике оценки урока, которая построена на трех вопросах: могут ли все сделать ученики это? Должны ли они сделать это? Будут ли они это делать? И если на все вопросы ответ «да» — значит, урок не предполагает выбора. А без выбора воспитывать людей цифрового современного мира невозможно: в основе этого мира лежит персонализированный подход, горизонтальная коммуникация и постоянное взаимообучение.
- Франция: благополучие важнее оценок. Под благополучием (well-being) имеется в виду понимание целей жизни, своих желаний, своего выбора. В парижской школе «Ecole 42» нет классов и учителей, а дети узнают новое и учатся друг у друга через решение задач реального мира – сложных и комплексных. Важна разница между ними: так, сложная задача — это научиться бросать мяч в корзину: ее можно освоить, потренировавшись. А вот комплексная задача — это игра в баскетбол, где важно применять свои навыки, импровизируя.
- Сингапур: воспитание характера. Дмитрий Нестеренко рассказал, что в сингапурских школах есть предмет «Воспитание характера и гражданственность». Одним из его результатов называют “goodcharacter” (хороший характер), понимая под этим наличие моральных принципов, умение отличать правильное от неправильного. Достигается это также через событийность, постановку вопросов: кто я? кем хочу быть?
Мария Петрова предостерегла, что слепое копирование иностранных практик непродуктивно. Например, в том же Сингапуре в начальной школе используется бамбуковая палка для наказаний – едва ли это опыт, на который стоит ориентироваться.
Какие практики достойны внимания? Те, которые построены на множественном выборе, событийности и дифференцированном подходе. Успешной практикой, которая уже реализована в России и могла бы стать примером для других стран, спикеры считают проектную деятельность различных видов.