Осенью 2022 года Лицей ВШЭ выпустил книгу «Десятилетний опыт и возможности
масштабирования» (https://school.hse.ru/book/). Труд интересен не только «упакованным» опытом одной образовательной организации, но и тем, что поднимает вопросы и предлагает решения по трансляции этого опыта, по технологии его переноса в условия других школ.
Дмитрий Фишбейн и Анастасия Лепетюхина в ходе дискуссии представили кейс создания концепции, модели реализации ее описания и рассказали о том, что представляет собой франшиза модели для других школ. Д. Фишбейн рассказал, что начало такой работы нередко вызывает сопротивление у сотрудников, кажется, что стремление к открытости таит угрозу. Отсюда решение: говорить о том, в чем уверены и не бояться сказать: мы пока не знаем. Организационной основой написания концепции стали стажировки и курсы повышения квалификации для других школ — это позволило сотрудникам Лицея научиться формулировать, что и как делается в школе.
Что выбрать в содержании концепции?
По мысли Д. Фишбейна, значимо выделить ограниченное количеств системообразующих для школы практик и именно их описать, выстроив иерархию. Концепция позволяет предложить опыт другим школам, открыть по собственной модели новые классы, описать, что и как может быть передано. В настоящее время Лицей начинает работу по делегированию модели школы на основе франшизы.
Зачем же нужна концепция? Во-первых, (позиция директора), важно, чтобы модель школы сохранялась, даже если конкретные сотрудники в ней перестают работать. Еще одну точку зрения предложил модератор дискуссии директор Московского международного Салона образования Максим Казарновский: есть моменты, когда школа нуждается в защите (перед учредителем, родителем), а когда нет концепции — непонятно, что защищать. Концепция обеспечивает устойчивость развития и защиту для развития в логике преемственности.