В обсуждении шла речь о том, что в системе образования специалисты грамотно научились исчислять академические результаты, но ведь есть и иные, связанные с психологической цельностью и благополучием (well-being).
Что такое благополучие, как его определить и можно ли измерить? Александр Кузьмин определяет благополучие не как компетентность, а как качество, состояние, которое формируется в ученике в процессе образования. Благополучие — это устойчивость: в сфере человеческих отношений, в отношении к своему здоровью, это гибкость, адаптивность.
Какая проблема с формированием благополучия есть в современной школе? Во-первых, для этого важны среда и механизмы реального перехода к персонализированному обучению. Во-вторых, главная проблема, по общему мнению спикеров, кроется в неблагополучии учителя. От него требуют результатов здесь и сейчас, нельзя ждать долго — поэтому в школе много имитационности. Татьяна Климова добавляет, что в работе учителя нужна разумная праздность, ее надо отстаивать как ценность, а не считать немощью, ему нужен «воздух для жизни». В-третьих, нельзя не учитывать также, что благополучие формируется в обществе с цельной системой ценностей в обществе, а сейчас велика разобщенность людей.
Что же можно делать уже сегодня?
Валентина Браташ говорит о механиках построения партнерских отношений учителя и ученика, например, о практике в начале года договариваться с классом о формировании общего видения в вопросах отношений, о формулировании цели класса на определенный период.
Антон Скулачев обратил внимание, что для формирования благополучия важно «замедление». Мы всегда спешим, нам не хватает «часов», но в образовании важна не только результативность, но и процессность: умение выстраивать паузы, практики «встречи с собой». Для этого большее внимания надо обращать на событийный подход, умение организовывать среду. Важны технологии медленного чтения, возможность весь урок смотреть на одну картину и видеть ее через разные каналы восприятия. Также возможны неспешные образовательные путешествия, в которых дети наблюдают за жизнью нового для них места и пытаются понять его «ритм жизни». В конце концов это приводит и к академическим результатам. С точки зрения поддержки учителя, по мнению Антона Скулачева, важны 4 фактора: среда горизонтальной поддержки как норма отношений в коллективе, где авторитет — это не дистанция власти, а категория доверия; практики неформального повышения квалификации: не только в ИРО, но и на выставках, в музеях, театре, библиотеке; важно самому учиться и не забывать ощущение учителя в роди ученика — это должно стать профессиональной нормой; наконец, вспомнить, что в основе педагогики лежит удивление и стараться строить процесс с учетом этого фактора.