Спикеры
Наука об образовании — область междисциплинарная, объединяющая социологов, философов, психологов. В СССР вместо науки об образовании существовала педагогика, которая понималась как дидактика и воспитание. Сессия посвящена обсуждению вопросов: в чем разница между педагогикой и наукой об образовании – в контексте целей, задач, методов, ценностей? что наука об образовании может дать российскому образованию в практическом смысле?
Обсуждая терминологическую разницу между «педагогикой» и «наукой об образовании», Татьяна Канонир обозначила, что наука об образовании — это широкая дисциплина, включающая в себя различные научные области (педагогику, социологию, психологию и др.), позволяющая смотреть на образование под различными углами. Леонид Илюшин, напомнив фразу С. Гессена «Педагогика — это опыт практической философии», не увидел противоречия в терминах, ведь педагогика — это наука, искусство и практика. А Александр Гиринский, говоря о новом термине «наука об образовании», подчеркнул, что в СССР не существовало социальных наук в современном понимании, поэтому все могло ограничиваться педагогикой.
Значимой точкой дискуссии явилась позиция о том, что объектом науки об образовании являются не только академические результаты учеников, но и его благополучие (well-being). Это требует нового исследовательского аппарата и практик.
Интересным аспектом дискуссии стала измеримость научных результатов и их применимость в сфере практической деятельности. По мнению А. Гиринского, образование — это не только система проектирования и достижения образовательных результатов, но и событие. Не все в такой человекоориентированной деятельности можно измерять, тем более, что разные научные школы по-разному формулируют научные дефиниции и вследствие этого имею место совсем разные измерения. Важно «не болеть измерительным фундаментализмом!». Л. Илюшин, соглашаясь с позицией, обозначил, что единственный аргумент научности — это вопрос о том, научными или не научными методами мы пользуемся в своих исследованиях, а это формализуется достаточно однозначно. Говоря о характеристиках современных исследований в области образования, Т. Канонир характеризует их за последние 50 лет как совершивших значимый скачок. Современные исследования качественны с точки зрения актуальности и новизны, но проблема часто заключается в описании метода: выборке, описании исследовательского инструмента, его качества, самой процедуры исследования — и отсюда результаты часто бывают не релевантны и не валидны.
В ходе дискуссии также затрагивался вопрос взаимоотношений государства и исследовательских институтов: является ли государство их заказчиком, насколько честные исследовательские результаты важны для государства? Внутри государства всегда есть разные группы — профессиональные, идеологические, консервативные. И государственная политика — это баланс между этими разными группами. Сегодня, по мнению экспертов, налицо три вектора государства как субъекта образовательной политики: направления технологического суверенитета, индустриализация и сохранение духовно-нравственных ценностей. А запрос государства к исследователям в области образования в том, какими педагогическими средствами возможно сделать так, чтобы эта политика реализовывалась на практике.
В завершение дискуссии модератором был анонсирован новый проект «ММСО.Исследования», который на регулярной основе будет предлагать обзоры актуальных исследований в области образования для различных групп специалистов отрасли. Проект начнет работу осенью 2023 года.