В рамках дискуссии участники обсудили обновленный ФГОС. Причиной обновления образовательного стандарта стала необходимость укрепить единое образовательное пространство: до последнего обновления в рабочих программах образовательных организаций были серьезные различия – при этом были важные темы, которые по инициативам отдельных сотрудников могли вообще не изучаться.
Новый ФГОС закрепляет ядро образовательного процесса – федеральную образовательную программу, объяснила Ирина Логвинова, начальник управления апробации учебников и повышения квалификации ИСРО РАО. Такая программа создана для каждой из трех уровней школьного образования: начального, основного, общего. В составе программы утверждены обязательные к применению рабочие программы по наборам предметов. Эти наборы разнятся в зависимости от уровня образования. Набор для начальной школы состоит из трех предметов: русский язык, литературное чтение, окружающий мир. Для основной и средней школы предметов шесть: русский язык, литература, история, обществознание, ОБЖ и география.
Также в обновленном ФГОС появились:
- федеральный учебный план;
- федеральный учебный график;
- федеральный рабочий план воспитательной работы;
- федеральный план внеурочной деятельности;
- федеральный план воспитательной деятельности.
Государство также вводит федеральный перечень учебников по ключевым дисциплинам.
Ирина Логвинова сделала акцент на том, что такие обновления не влекут полного однообразия в школьном образовании – в новом ФГОС заложена вариативность. Для начального образования в законе прописано 5 вариантов учебных планов, для основного – 6 вариантов, для старшей школы – 13. Планы варьируются в зависимости от количества дней в учебной неделе, набора языков, на котором осуществляется преподавание в конкретной школе, и т.д. Таким образом, у образовательных организаций остается пространство для выбора.
Стандартом заданы лишь требования по количеству учебных часов, количеству предметов – например, в 10-11 классе обязательны к изучению 13 предметов и не менее двух – на углубленном уровне.