Итоги Студенческого форума «Моя позиция» на ММСО 2019

В 2019 году ключевой темой ММСО была заявлена «новая субъектность» и впервые состоялся Студенческий форум – уникальное мероприятие, которое спроектировали не профессионалы в сфере образования или молодежной политики, а сами студенты. Мы не давали им темы для обсуждения. У нас была гипотеза, что вузы не «студентоцентричны», что студент очень хочет, но имеет мало возможностей быть услышанным, поэтому мы просто дали им возможность высказаться, чего студенты хотят от обучения. Задачей «взрослой» команды ММСО было придумать форматы общения, чтобы разговор получился искренним.

Благодаря первой проектировочной сессии выявилась масса страхов и шквал эмоций, обозначились темы форума и колонка куратора «Мама сказала: «Отсиди 4 года». Вкратце: скука и страх оказаться невостребованным на рынке труда; непонимание получаемой профессии, учеба через силу; как следствие – обесценивание образования и ощущение бесполезной траты времени.

Самым ценным открытием проектировки стало то, что студенты, пожаловавшись на недостатки устройства образовательных программ (нет практико-ориентированных форматов, преподавателей-прикладников, разрыв между вузом и работодателем, коммуникационный разрыв между студентом и преподавателем, бессмысленные стажировки, непонятный набор изучаемых предметов, непонятно, что я смогу делать после университета, непонятно, как повлиять на университет), не взвалили ответственность за свою неудовлетворенность на вуз. Они осознают равновесие между «хочу» и «надо». Студенты сказали: «Мы хотим культивировать осознанное отношение к учебе. Мы хотим участвовать в создании нашего образования. Нам важно понимать, что мы изучаем и зачем. Мы готовы нести ответственность за результат нашего обучения. Нам важно планировать будущее: какие компетенции и предметы нам нужны? Мы хотим оценить, где мы, в чем наша сила и слабость для будущей жизни».

В итоге на студенческом форуме 13 апреля 2019 года на DI Telegraph основными стали 2 темы, которые студенты метко окрестили:

  • «Окстись!» — разговор об осознании и оценке приобретенных в вузе знаний;
  • «Вуз не вторая школа» — поиск средств коммуникаций с преподавателем.

Чтобы раскрыть подноготную, мы не разговаривали, а играли, и геймификация дала тот уровень искренности и инсайтов, которого никогда не получится достичь, если просто сидеть и обсуждать.

«Окстись!». На что стоит обратить внимание вузу при модернизации образовательных программ:

  • Студент знает, как называется профессия, но не знает, чем он в итоге будет заниматься, как будет выглядеть практическая деятельность. Набор профессиональных проб, практика, любые форматы «знаю-делаю» помогут с решением этой проблемы.
  • Студенты озвучивают набор профессиональных знаний, но признаются, что не знают, как работать в команде, как конструктивно общаться, грамотно разговаривать и писать, как выработать лидерские навыки.
  • В учебе есть некоторое пространство для диалога — семинары, дебаты — но их очень мало на фоне лекций, плюс ко всему образование построено на длинных циклах. Студенты очень хотят разнообразить обучение короткими и неформальными форматами, которые дадут возможность для самовыражения и проявления креативности. Например, стендап-лекции, больше самообразования в пространствах, не привязанных к вузу (пусть даже на лужайке), взаимная оценка, короткие недельные обменные программы и практика для кросскультурного обмена, расширения кругозора, развития коммуникабельности.

На площадке «Вуз не вторая школа» столкнулись два мира: студенты и преподаватели. Четырехчасовая битва (или это была игра?) на темы «как осовременить препода» и «как сделать так, чтобы студент учился» закончилась ничьей, зато студенты сами предложили разные способы завоевать и удержать их внимание (основная проблема, по мнению преподавателей). К примеру, использовать мемы, mind maps и скрайбинг – лучше воспринимается, лучше запоминается. Дать возможность готовиться совместно. Придумать нескучную систему поощрений для тех, кто хорошо готовится к занятиям (а не наказывать тех, кто готовится плохо). Высылать заранее интересные материалы по будущей теме. Договориться о правилах общения, на что имеет право студент в отношении преподавателя: как корректно критиковать, как сказать, что мне что-то не нравится, как инициировать диалог с преподавателем, не переходя на личности.

Добавим, что у преподавателей тоже есть страхи, один из самых сильных – сомнение в собственной компетентности и боязнь неуспеха в применении новых знаний, форматов, методик. Мы воспитаны на страхе ошибок. Поэтому открытый разговор со студентами и откровенная обратная связь как норма в университете – картина пока идеалистическая, но очень нужная.

Честно: мы не успели обсудить, как студенты будут внедрять или хотя бы предлагать свои инновации преподавателям и университету. Поле для совместных коммуникаций скудное, в вузе даже столовые раздельные. «Рацпредложений» от студентов на тему преподавания не ждут, только от студенческого профсоюза и в основном по теме общежитий. Как поднимать идеи снизу наверх и внедрять их? Этот вопрос стоит отдельного разговора про коммуникации внутри вуза.