Михаил Кожевников: «Создание цифровых продуктов и сервисов для системы образования – одна из наших ключевых задач»

На ММСО-2019 эксперты группы компаний «Просвещение» принимают участие в дискуссиях, посвященных ключевым вопросам развития российского образования: национальный проект «Образование» и результаты международных сравнительных исследований, российская школа и мировой рынок образования, развитие цифровой образовательной среды. Почему эти темы особенно актуальны сегодня, рассказал президент АО «Управляющая компания “Просвещение”» Михаил Кожевников.

 

– Михаил Юрьевич, перед российской школой поставлена задача к 2024 году войти в топ-10 лучших образовательных систем мира. Есть ли у нас шансы? И как «Просвещение» будет способствовать решению этой задачи?

– Конечно, шансы очень велики. России необходимо сохранить лидерство в международном исследовании качества образования PIRLS, улучшить результаты в исследованиях TIMSS и PISA. Особенно важно для нас совершенствование функциональной грамотности, то есть умения применять знания в реальной жизни, и навыков разрешения проблем.

Мировые системы образования уделяют все больше внимания формированию универсальных навыков, и Россия не исключение. При этом, на мой взгляд, успешнее всего навыки будущего формируются у детей в системе дополнительного образования, во внеурочной деятельности. Там быстрее приживаются образовательные инновации, туда приходят преподавать талантливые люди, чьи идеи зачастую не вписываются в более традиционные школьные рамки.

«Просвещение» создает продукты – от учебников до строительства школ, – способствующие достижению образовательных результатов, важность которых признается во всем мире. Мы стремимся повышать мотивацию к обучению и вовлеченность школьников в образовательный процесс. Ознакомиться с нашими новинками можно в экспозиции «Просвещения» на ММСО.

– Как российские образовательные инновации последних лет выглядят на фоне мировых достижений? Какова оценка со стороны международных экспертов? Стоит ли прислушиваться к их мнению?

– Два проекта московской системы образования – «Московская электронная школа» и «Медицинский класс в московской школе» – вошли в список 100 главных образовательных проектов мира. Столь высоко их оценили зарубежные коллеги на инновационном саммите HundrED, который прошел в Хельсинки в ноябре прошлого года. Это хороший пример международного признания наших достижений.

На мой взгляд, интересные идеи о развитии российской системы образования в целом высказывает создатель исследования PISA Андреас Шляйхер, который, кстати, участвовал в дискуссиях ММСО. Он не только отмечает достоинства российской системы образования, но и дает рекомендации, как нам развиваться дальше. Положительная динамика в исследовании PISA свидетельствует о том, что мы следуем в том числе его рекомендациям.

– Еще одна тема, заинтересовавшая экспертов «Просвещения» на ММСО-2019, – цифровизация образования. Вы делаете ставку на цифровые продукты?

– Создание и продвижение цифровых продуктов и сервисов для системы образования – одна из наших ключевых задач. Эти продукты и сервисы также представлены в нашей экспозиции. Мы создаем их не только своими силами, но и в партнерстве с лучшими телекоммуникационными и IT-компаниями. Контент «Просвещения» представлен в Российской электронной школе, в Московской электронной школе, и мы видим, что он очень востребован.

В условиях всеобщей цифровизации у детей необходимо формировать навык конвергенции знаний, и этому мы тоже уделяем максимум внимания. Чтобы совершать прорывы, внедрять инновации в технологиях, в тех или иных аспектах жизнедеятельности, нужно уметь пользоваться бесконечным багажом знаний.

Мы уже сегодня используем цифровые технологии для более скрупулезного учета интересов и потребностей, для обратной связи. Например, передавая контент системе образования, «Просвещение» получает агрегированные данные о его использовании. Эти данные анализируются, после чего образовательные продукты дорабатываются и адаптируются, исходя из интересов и возможностей регионов, школ, педагогов, учащихся.