Онлайн-конференция по истории и обществознанию “ММСО.Карамзин”

История в школе — один из самых неоднозначных предметов. Одни считают, что это основа формирования национальной и гражданской идентичности, другие — что это предмет, необходимый для формирования широкого гуманитарного кругозора. Третьи видят целью преподавания предмета успешное прохождение процедур ГИА, а четвертые полагают, что история — это лучший «тренажер» критического мышления. На наш взгляд, сегодня для учителя истории ключевыми являются три вызова.

Первым вызовом становится появление новых медиа. «Борьбу за умы» учеников выигрывают проекты, которые предлагают более живой, увлекательный и открытый для интерпретаций контент, в том числе по истории (вспомним хотя бы недавний фильм Ю. Дудя «Колыма — родина нашего страха», набравший 22 млн. просмотров на Youtube).  Учитель не может конкурировать с медиа-индустрией на ее поле, но способен создать то, что не под силам медиа, — учебную программу, объединенную смысловыми линиями, актуальными вопросами, увлекательной деятельностью и содержанием. О том, как создавать такие программы, мы поговорим с методистами, учителями-практиками, авторами просветительских проектов и сотрудниками музеев, которые смогли ответить на этот вызов.

Вторым вызовом мы считаем запрос на множественность точек зрения при историческом анализе. Преподавать «единую» историю сегодня уже невозможно. Ведь есть много «историй» и голос каждой становится все заметнее: история страны и ее отношений с другими государствами, история народов и различных социальных групп, живущих в России, история городов и сел, частная история человека. Мы считаем, что у истории много голосов, и от того, насколько хорошо их сможет расслышать и показать учитель, зависит, насколько полной, подлинной и привлекательной она покажется ученику. Помочь учителю истории смогут те, чей слух особенно тонко улавливает различные голоса: ученые-историки и краеведы, специалисты в области семейной истории, крупные и малые музеи России.

Третьим вызовом является углубляющийся разрыв между школьной историей и академической наукой. Суть истории — это не поучительные рассказы о прошлом, а критический анализ прошлого на основе разнообразных источников. Без такого анализа изучение истории не может быть полным, поэтому так важно научить учеников грамотно пользоваться различными источниками информации, критически их осмысливать и формулировать на их основе собственное аргументированное мнение. Мы покажем, как в этом направлении может работать школьный учитель.

Таким образом, мы убеждены, что современное преподавание истории строится как открытая, полифоническая система, которая ориентирована на то, чтобы научить ученика взаимодействию с различными источниками и их интерпретациями. Цель конференции «ММСО.Карамзин» — предложить учителям истории решения, которые помогут ответить на перечисленные вызовы.

 

Смотреть записи выступлений можно на канале ММСО в Youtube.